О.Н. ЗахароваИ.Н. ФельдтЛ.Г. ФедосееваЛ.Ю. МихайловаИз материалов Л.Ю. Михайловой. Костюм для танца Русская игрушкаТ.А. КосоваМ.Н. ЗавернинаТ.А. ЕрмаковаО.Н. Захарова А.А. КудрявцеваИз материалов А.А. Кудрявцевой. Костюмы главных героев игровой экскурсииАН. ПоздееваВ колледже культуры 28 апреля состоялись VIII педагогические чтения «Организация образовательного процесса в колледже: личный и коллективный опыт». Это традиционное для учреждения мероприятие по выявлению и обобщению опыта образовательной и творческой деятельности педагогических работников. Среди задач чтений можно отметить: активизацию исследовательской работы преподавателей колледжа, привлечение их к решению актуальных проблем обучения и воспитания, создание условий для творческой самореализации и, конечно, расширение кругозора – как профессионального, так и личностного.

Указом Президента Российской Федерации 2022 год объявлен в стране Годом культурного наследия народов России. В этом контексте и были подготовлены выступления участников чтений.

Мероприятие открыла директор колледжа Ольга Николаевна Захарова, которая обратилась к присутствующим с приветственным словом.

Выступления начались с мини-лекции «Культура Русского Севера и Арктики». Этот материал подготовила для педагогических работников гость мероприятия – сотрудник Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Ирина Николаевна Фельдт, кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии и религиоведения Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации.

Работу чтений продолжили выступления педагогов колледжа.

Тему «Этнографическая фотография как источник знаний о народном костюме» представила преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Людмила Георгиевна Федосеева. Людмила Георгиевна в понятной и доступной форме познакомила участников с глубокой исследовательской работой, которую она ведет на протяжении многих лет, продемонстрировала редкие исторические кадры, приоткрыла перед слушателями проблематику в исследовании архивных фотоматериалов.

Тема костюма нашла отражение и в выступлении преподавателя хореографических дисциплин Любови Юрьевны Михайловой. Любовь Юрьевна рассказала о своем сотрудничестве с костюмером коллежа Татьяной Александровной Малковой при создании хореографической постановки в жанре народного танца. Костюм играет особую роль в сценическом оформлении танца, являясь своего рода стилизованной обработкой традиционной одежды, а его изготовление требует особого технического и творческого подхода. В союзе хореографа и костюмера появились уникальные хореографические образы, которые были продемонстрированы в серии великолепных фотографий. На них студенты колледжа танцуют и позируют в костюмах, выполненных Татьяной Александровной. И, воспринимая этот зрительный ряд, можно с уверенностью назвать Татьяну Александровну не просто костюмером, а художником по костюмам!

Далее выступили преподаватели специальности Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы Т.А. Косова и М.Н. Завернина.

Татьяна Александровна Косова поделилась опытом участия в таких значимых для нашего региона фестивалях традиционных ремесел, как «Пинежская бральница» и «Евдокиевские дни». Помимо решения своих основных задач – повышение уровня профессионального развития, организация взаимодействия мастеров и др. – фестивали явились определяющими в творческой и профессиональной судьбе Татьяны Александровны. Примечательно, что сначала на этих мероприятиях автор рассказа побывала в качестве студентки, а затем она продолжила свое участие, будучи уже преподавателем и приобщая к традициям народной культуры обучающихся колледжа.

Мария Николаевна Завернина представила различные формы сотрудничества с Музеем народных промыслов и ремесел Приморья: исследовательскую деятельность студентов и работу с фондами, встречи с научными сотрудниками музея, проведение преподавателем и студентами мастер-классов в музейной среде, использование выставочного пространства музея, участие в проектах («Ремесло-ПРО» и проект, посвященный 145-летию со дня рождения сказительницы Марфы Крюковой). Более подробно Мария Николаевна остановилась на теме реализации проекта «Ремесло-ПРО». Надо заметить, что в работе со студентами Мария Николаевна стремится на основе интерпретаций исконных образцов прикладного искусства поддерживать связь между традиционными экспонатами и современными изделиями. Это наглядно было продемонстрировано на слайдах.

С опытом участия студентов в проектной деятельности познакомила слушателей и Татьяна Александровна Ермакова, преподаватель специальности Живопись. Под ее руководством студентам посчастливилось поработать в рамках российско-польского проекта, посвященного творчеству Степана Писахова. Результат международного сотрудничества и совместной работы всех участников – издание книги сказок на польском языке. Иллюстрации для книги были выполнены студентами колледжа в технике эстамп, а именно – линогравюра. Татьяна Александровна раскрыла в своем выступлении множество непростых нюансов, связанных с технологическим процессом, а также поделилась авторскими находками в практике эстампа. Работа велась студентами скрупулезно. Они не только с нуля осваивали технику выполнения печати, но и знакомились с текстами сказок (заодно проникаясь тонкой иронией нашего земляка), изучали материальную культуру отображаемого в сказках времени, некоторые особенности быта поморов. Свое повествование Татьяна Александровна снабдила видеофрагментами, дающими зрителю представление о сложности творческих поисков и уникальности полученных результатов.

Проект был реализован в 2021 году, но на этом работа преподавателя и студентов не закончилась. Опыт создания иллюстраций получил продолжение через выставки и мастер-классы на различных культурных площадках города – в колледже, музеях, библиотеках.

Яркое выступление Анастасии Александровны Кудрявцевой, преподавателя специальности Социально-культурная деятельность, было посвящено опыту проведения практической части выпускной квалификационной работы, руководителем которой она являлась. Анастасия Александровна представила материал, демонстрирующий результат создания студентками Полиной Стысь и Софьей Бобрецовой интерактивно-игровой экскурсии «Поверья земли Поморской». Мероприятие было разработано для детской аудитории по заказу социального партнера колледжа туристического комплекса «Голубино» и реализовано на территории культурно-ландшафтного парка. А в основу игрового действа были положены поверья, сказанья, легенды пинежской земли, найденные в ходе анализа литературно-художественного материала авторов С. Клюева, А. Куратова и И. Буржинского. Выступающая охарактеризовала некоторые этапы мероприятия, подробнее остановилась на персонажах игры. Рассказ сопровождался видеофрагментом и фотографиями главных героев – рек Северная Двина, Пинега и Кулой, костюмы для которых создавались мастерами ателье «Новый Стиль». В них переданы характер каждой реки и особенности местности.

Завершило программу чтений выступление преподавателя общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Анастасии Николаевны Поздеевой. Анастасия Николаевна обосновала особую важность изучения литературы в образовательном процессе с учетом специфики нашего учреждения. Она поделилась опытом разработки различных олимпиадных заданий по литературе для обучающихся колледжа, параллельно провела анализ результатов участия студентов в олимпиаде. Преподаватель выявила достоинства и недостатки проделанной работы, изучила отзывы студентов и планирует продолжить деятельность по подготовке и проведению олимпиад. Анастасия Николаевна заострила внимание на том, что чтение и понимание текста – серьезный интеллектуальный и духовный труд. Заключительная фраза автора, что она готова сеять, взращивать и пожинать плоды этого труда всю жизнь, никого из присутствующих не оставила равнодушными! Эти возвышенные слова не являются для Анастасии Николаевны пустым звуком. Пожалуй, они положены в основу профессионального кредо преподавателя.

В рамках чтений был заявлен стендовый доклад. Его подготовила Светлана Анатольевна Зинькова, преподаватель специальности Дизайн. Под руководством Светланы Анатольевны студенты выпускного курса выполнили учебные и экзаменационные работы в ходе освоения профессионального модуля «Творческая и художественно-проектная деятельность в области культуры и искусства», а их тематика была посвящена Архангельску, Архангельской области, Северу. Ознакомиться с этим и другими материалами можно будет в сборнике, который планируется к изданию по итогам педагогических чтений.

Таким образом, тематика культурного наследия нашла отражение в каждом выступлении. Ольга Николаевна подвела итоги мероприятия, наградила участников сертификатами, выразила слова уважения и благодарности за вдумчивый и кропотливый труд.

Преподаватели колледжа в очередной раз доказали свой профессионализм, неравнодушное отношение к делу, направленность на сохранение культурных традиций, любовь к родному краю… Они продемонстрировали опору на такие принципы, как воспитывающее обучение, систематичность и последовательность, связь теории с практикой... И, конечно, показали свой огромный творческий потенциал! Надеемся, что участие в педагогических чтениях придало выступающим и слушателям импульс к дальнейшей работе!

Людмила Бахур

Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?