В колледже культуры 28 апреля состоялись VIII педагогические чтения «Организация образовательного процесса в колледже: личный и коллективный опыт». Это традиционное для учреждения мероприятие по выявлению и обобщению опыта образовательной и творческой деятельности педагогических работников. Среди задач чтений можно отметить: активизацию исследовательской работы преподавателей колледжа, привлечение их к решению актуальных проблем обучения и воспитания, создание условий для творческой самореализации и, конечно, расширение кругозора – как профессионального, так и личностного.
Указом Президента Российской Федерации 2022 год объявлен в стране Годом культурного наследия народов России. В этом контексте и были подготовлены выступления участников чтений.
Мероприятие открыла директор колледжа Ольга Николаевна Захарова, которая обратилась к присутствующим с приветственным словом.
Выступления начались с мини-лекции «Культура Русского Севера и Арктики». Этот материал подготовила для педагогических работников гость мероприятия – сотрудник Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Ирина Николаевна Фельдт, кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии и религиоведения Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации.
Работу чтений продолжили выступления педагогов колледжа.
Тему «Этнографическая фотография как источник знаний о народном костюме» представила преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Людмила Георгиевна Федосеева. Людмила Георгиевна в понятной и доступной форме познакомила участников с глубокой исследовательской работой, которую она ведет на протяжении многих лет, продемонстрировала редкие исторические кадры, приоткрыла перед слушателями проблематику в исследовании архивных фотоматериалов.
Тема костюма нашла отражение и в выступлении преподавателя хореографических дисциплин Любови Юрьевны Михайловой. Любовь Юрьевна рассказала о своем сотрудничестве с костюмером коллежа Татьяной Александровной Малковой при создании хореографической постановки в жанре народного танца. Костюм играет особую роль в сценическом оформлении танца, являясь своего рода стилизованной обработкой традиционной одежды, а его изготовление требует особого технического и творческого подхода. В союзе хореографа и костюмера появились уникальные хореографические образы, которые были продемонстрированы в серии великолепных фотографий. На них студенты колледжа танцуют и позируют в костюмах, выполненных Татьяной Александровной. И, воспринимая этот зрительный ряд, можно с уверенностью назвать Татьяну Александровну не просто костюмером, а художником по костюмам!
Далее выступили преподаватели специальности Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы Т.А. Косова и М.Н. Завернина.
Татьяна Александровна Косова поделилась опытом участия в таких значимых для нашего региона фестивалях традиционных ремесел, как «Пинежская бральница» и «Евдокиевские дни». Помимо решения своих основных задач – повышение уровня профессионального развития, организация взаимодействия мастеров и др. – фестивали явились определяющими в творческой и профессиональной судьбе Татьяны Александровны. Примечательно, что сначала на этих мероприятиях автор рассказа побывала в качестве студентки, а затем она продолжила свое участие, будучи уже преподавателем и приобщая к традициям народной культуры обучающихся колледжа.
Мария Николаевна Завернина представила различные формы сотрудничества с Музеем народных промыслов и ремесел Приморья: исследовательскую деятельность студентов и работу с фондами, встречи с научными сотрудниками музея, проведение преподавателем и студентами мастер-классов в музейной среде, использование выставочного пространства музея, участие в проектах («Ремесло-ПРО» и проект, посвященный 145-летию со дня рождения сказительницы Марфы Крюковой). Более подробно Мария Николаевна остановилась на теме реализации проекта «Ремесло-ПРО». Надо заметить, что в работе со студентами Мария Николаевна стремится на основе интерпретаций исконных образцов прикладного искусства поддерживать связь между традиционными экспонатами и современными изделиями. Это наглядно было продемонстрировано на слайдах.
С опытом участия студентов в проектной деятельности познакомила слушателей и Татьяна Александровна Ермакова, преподаватель специальности Живопись. Под ее руководством студентам посчастливилось поработать в рамках российско-польского проекта, посвященного творчеству Степана Писахова. Результат международного сотрудничества и совместной работы всех участников – издание книги сказок на польском языке. Иллюстрации для книги были выполнены студентами колледжа в технике эстамп, а именно – линогравюра. Татьяна Александровна раскрыла в своем выступлении множество непростых нюансов, связанных с технологическим процессом, а также поделилась авторскими находками в практике эстампа. Работа велась студентами скрупулезно. Они не только с нуля осваивали технику выполнения печати, но и знакомились с текстами сказок (заодно проникаясь тонкой иронией нашего земляка), изучали материальную культуру отображаемого в сказках времени, некоторые особенности быта поморов. Свое повествование Татьяна Александровна снабдила видеофрагментами, дающими зрителю представление о сложности творческих поисков и уникальности полученных результатов.
Проект был реализован в 2021 году, но на этом работа преподавателя и студентов не закончилась. Опыт создания иллюстраций получил продолжение через выставки и мастер-классы на различных культурных площадках города – в колледже, музеях, библиотеках.
Яркое выступление Анастасии Александровны Кудрявцевой, преподавателя специальности Социально-культурная деятельность, было посвящено опыту проведения практической части выпускной квалификационной работы, руководителем которой она являлась. Анастасия Александровна представила материал, демонстрирующий результат создания студентками Полиной Стысь и Софьей Бобрецовой интерактивно-игровой экскурсии «Поверья земли Поморской». Мероприятие было разработано для детской аудитории по заказу социального партнера колледжа туристического комплекса «Голубино» и реализовано на территории культурно-ландшафтного парка. А в основу игрового действа были положены поверья, сказанья, легенды пинежской земли, найденные в ходе анализа литературно-художественного материала авторов С. Клюева, А. Куратова и И. Буржинского. Выступающая охарактеризовала некоторые этапы мероприятия, подробнее остановилась на персонажах игры. Рассказ сопровождался видеофрагментом и фотографиями главных героев – рек Северная Двина, Пинега и Кулой, костюмы для которых создавались мастерами ателье «Новый Стиль». В них переданы характер каждой реки и особенности местности.
Завершило программу чтений выступление преподавателя общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Анастасии Николаевны Поздеевой. Анастасия Николаевна обосновала особую важность изучения литературы в образовательном процессе с учетом специфики нашего учреждения. Она поделилась опытом разработки различных олимпиадных заданий по литературе для обучающихся колледжа, параллельно провела анализ результатов участия студентов в олимпиаде. Преподаватель выявила достоинства и недостатки проделанной работы, изучила отзывы студентов и планирует продолжить деятельность по подготовке и проведению олимпиад. Анастасия Николаевна заострила внимание на том, что чтение и понимание текста – серьезный интеллектуальный и духовный труд. Заключительная фраза автора, что она готова сеять, взращивать и пожинать плоды этого труда всю жизнь, никого из присутствующих не оставила равнодушными! Эти возвышенные слова не являются для Анастасии Николаевны пустым звуком. Пожалуй, они положены в основу профессионального кредо преподавателя.
В рамках чтений был заявлен стендовый доклад. Его подготовила Светлана Анатольевна Зинькова, преподаватель специальности Дизайн. Под руководством Светланы Анатольевны студенты выпускного курса выполнили учебные и экзаменационные работы в ходе освоения профессионального модуля «Творческая и художественно-проектная деятельность в области культуры и искусства», а их тематика была посвящена Архангельску, Архангельской области, Северу. Ознакомиться с этим и другими материалами можно будет в сборнике, который планируется к изданию по итогам педагогических чтений.
Таким образом, тематика культурного наследия нашла отражение в каждом выступлении. Ольга Николаевна подвела итоги мероприятия, наградила участников сертификатами, выразила слова уважения и благодарности за вдумчивый и кропотливый труд.
Преподаватели колледжа в очередной раз доказали свой профессионализм, неравнодушное отношение к делу, направленность на сохранение культурных традиций, любовь к родному краю… Они продемонстрировали опору на такие принципы, как воспитывающее обучение, систематичность и последовательность, связь теории с практикой... И, конечно, показали свой огромный творческий потенциал! Надеемся, что участие в педагогических чтениях придало выступающим и слушателям импульс к дальнейшей работе!
Людмила Бахур