В последнее время проблема терроризма, экстремизма превратилась в одну из глобальных. Отголоски шумных терактов: взрыва башен-близнецов в Нью-Йорке и захвата заложников в «Норд-Осте» – волнуют читательскую аудиторию до сих пор и дают пищу для создания произведений о терроризме.
Проявления терроризма (от лат. terror – страх, ужас) влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушают духовные, материальные, культурные ценности, которые невозможно впоследствии воссоздать веками. Терроризм порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами.
Успокоиться и забыть о кровавых преступлениях простому человеку не дает сегодня не только современное кино, но и литература. Библиотека колледжа предлагает познакомиться с художественными произведениями, где писатели обращаются к проблеме терроризма.

Алданов Марк. Истоки: роман
Марк Алданов в своём историческом романе обращается к истокам революционного движения и терроризма в России. Действие происходит в 1873–1881 годах. В числе героев не только вымышленные персонажи, но и исторические деятели, включая народовольцев и императора Александра II. Как обычно у Алданова, в романе сочетаются динамичный сюжет и философские рассуждения, которые автор вкладывает в уста своих героев. По мнению литературных критиков, «Истоки» – лучший исторический роман этого писателя.

Достоевский Федор. Бесы: роман
Антинигилистический по своей идейной направленности роман «Бесы» писался по горячим следам выступлений идеолога анархизма М.А. Бакунина в Женеве и судебного процесса над террористической группой С. Г. Нечаева в Петербурге. Именно Нечаев явился прототипом одного из центральных персонажей романа – Петра Верховенского, руководителя подпольных революционных групп в провинциальном городке России. Мечтая совершить революционный переворот во всём Отечестве, он планирует новое общественное устройство, основанием которого будет страх, всеобщее доносительство, низкий уровень образованности, пьянство и разврат основной массы людей.
Роман Ф. Достоевского оказался открытым будущему: именно его отличают катастрофические провидческие мотивы, оправдавшие в ХХ веке грозные социально-исторические прогнозы.

Белый Андрей. Петербург: роман
Время действия романа – девять дней октября 1905 года, на которые проецируется прошлое и будущее мировой истории. В фантасмагорическом Петербурге столкнулись силы, которые претендуют на руководство судьбой России. Одна из них – сенатор Аполлон Аблеухов, немощный, выживающий из ума старик. Олицетворённая им власть государственно-бюрократической системы – марионеточна и призрачна. Противоборствующая бюрократии сила – партия террористов, которая в романе раскрывается как внутренне бесплодная. Партию возглавляет Дудкин, известный в революционных кругах под грозной кличкой Неуловимого, воплощающий самый дух партии. Но постепенно выясняется, что всеми его действиями руководит провокатор. В романе А. Белый обращается к проблеме столкновения частного человека и терроризма, восходящей к «Бесам» Ф. Достоевского, вбирает в себя противостояние «маленького человека» и государства.
Роман признан вершиной прозы русского символизма и модернизма. Владимир Набоков ставил его в один ряд с «Улиссом» Д. Джойса.

Андреев Леонид. Рассказ о семи повешенных
Произведение повествует о последних днях приговорённых к смертной казни. Прототипами персонажей произведения стали реальные люди – члены Летучего боевого отряда Северной области партии эсеров. Они готовили покушение на жизнь великого князя Николая Николаевича и министра юстиции И. Г. Щегловитова, но были преданы провокатором Азефом, арестованы, их судили в Петропавловской крепости, и 17 февраля 1908 года они были казнены. Рассказ был создан под влиянием гневной статьи Л. Н. Толстого «Не могу молчать!» и не случайно был посвящен автору этого публицистического произведения. В своём рассказе Андреев выступал против правительственных репрессий, против смертных казней, участившихся в это время и ставших нормой тогдашней жизни.
Писатель рисует семерых узников, пятеро из которых были террористами. Андреев рассказывает о преступлении немного, зато преимущественное внимание он уделяет психологии смертников, мучительному ожиданию ими казни, о неумолимом наказании, которое их ждёт. Сюжетная логика рассказа такова: за намерение убить одного человека следует расправа с пятерыми людьми. Одно насилие порождает другое. Автор рассказа не приемлет терроризм и решительно осуждает его разные формы.

Акунин Борис. Статский советник: роман
Россия, 1891 год. Боевая группа социалистической революционной партии совершает «казнь» генерала-адъютанта Храпова, виновного в самоубийстве политзаключённой Полины Иванцовой. Эраст Фандорин начинает расследование обстоятельств убийства и окунается в жизнь революционного подполья и политического сыска: герои, сочувствующие, шпионы, провокаторы, предатели, правда официальная и правда революционная – Россия предстает перед статским советником в новом свете. Среди реальных фигур российской истории, послуживших прототипами героев книги, известный мэтр политического сыска Зубатов и его коллега Медников, московский генерал-губернатор князь Владимир Андреевич Долгоруков и великий князь Сергей Александрович, фабрикант Савва Морозов и многие другие. «Статский советник» считается одним из лучших детективных романов Бориса Акунина из фандоринского цикла.

Чехов А. П. Рассказ неизвестного человека: повесть
Как на своего рода эпилог первой волны русского революционного терроризма можно посмотреть на повесть «Рассказ неизвестного человека». Замысел произведения, героем которого стал революционер-террорист, имел в то время злободневное значение. Автор представил читателям тип героя, который был для писателя положительным: для Чехова уход героя от терроризма в обычную жизнь, к любви – торжество разума и утверждение истины.
В основе повести – многие жизненные наблюдения Чехова: интерес к деятельности организации «Народная воля», встречи и разговоры с политическими ссыльными во время пребывания Чехова на Сахалине и мн.др. В повести нашел отражение интерес Чехова к тем проблемам, которые волновали современников и нашли отражение в творчестве И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого. Это касается, например, так называемого «женского вопроса», права женщины выбирать свою судьбу, следовать за любимым человеком, участвовать в освободительной борьбе, понять задачи этой борьбы.

Мураками Харуки. Подземка: роман
Документальный роман известного японского писателя посвящён зариновой атаке в токийском метро, осуществлённой в 1995 году последователями секты «Аум Синрикё». Повествование в романе ведётся от лица очевидцев этого события, в романе изложены истории 62 людей, выживших после теракта. В последней главе книги «Слепой кошмар. Куда мы идем?» автор рассказывает о себе, о своих мыслях по поводу описанных в книге событий, показывает своё отношение к секте «Аум Синрикё».
Это не только роман о терроризме, но и познавательный рассказ о современной Японии и японцах.

Рубина Дина. Синдикат: роман-комикс
«Девушка включает телевизор и видит очередной дурацкий боевик – верх мастерства компьютерной графики: на экране самолет врезается в один из нью-йоркских небоскребов-близнецов. У нее мелькает мысль, что когда-нибудь голливудские выдумщики доиграются, и этот кошмар претворится в жизнь. Она переключает каналы в поисках новостей и постепенно понимает, что вот этот «боевик» теперь и есть новости». Так пишет о мировом терроризме жительница Иерусалима, русскоязычная писательница Дина Рубина. В интервью газете «Московские новости» она сказала: «Появилось ощущение, что вся земля, вся планета шевелится и горит под ногами человечества. Расчлененность нашего мира, нашего разъятого ужасом сознания, тотальный страх западной цивилизации перед мускулистым и целеустремленным Террором...»
Мир, где властвует нечисть, – замечательная питательная среда для терроризма, – кричит роман-комикс «Синдикат» (такое определение жанра дала сама Д.Рубина). Синдикаты всех племен и народов по всему миру уже приспособились дышать в атмосфере, в которой террор становится сначала неизбежностью, а потом рутиной.

Соболев Сергей. Девять минут до взрыва: роман
Бывший контрактник Дмитрий Краснов вернулся в родной город и попал в такой переплет, что служба в армии показалась ему отдыхом на курорте. Город заполонили «гости» из кавказских республик и буквально напичкали его наркотой. Встретив боевых друзей, Дмитрий предложил им бороться с «большим злом». Для начала парни сожгли машины, под завязку набитые «товаром». Но на этом война не закончилась. Вскоре Краснов узнал, что готовится крупный теракт – взрыв в гостинице. Если он произойдет, жертвы будут исчисляться сотнями. Теперь ему надо действовать, не теряя ни минуты...

Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?