Все новости

IMG 1951IMG 1988IMG 2054IMG 2066IMG 2031Открытый областной конкурс детского художественного творчества «Кисточка» проводится один раз в два года. Его цель – выявление, поощрение и поддержка одаренных детей в области изобразительного искусства.

В 2019 г. конкурс проводился в рамках Года театра, и это обстоятельство определило его тему – «Театральный калейдоскоп». 

В конкурсе приняли участие юные художники Вельского, Котласского, Красноборского, Ленского, Мезенского, Онежского, Приморского, Устьянского, Шенкурского районов, а также городов Архангельска, Северодвинска, Мирного. Конкурсанты в возрасте от 7 до 21 года представили на суд жюри 240 работ.

Председатель жюри – Зимирева Татьяна Константиновна, член Союза художников России. В состав жюри вошли преподаватели Архангельского колледжа культуры: Т.А. Ермакова, С.В. Никонов (специальность Живопись), М.В. Голубев (специальность Дизайн).

Итоги конкурса были подведены 19 апреля. В этот день в Архангельской областной детской библиотеке им. А.П. Гайдара состоялось открытие выставки с награждением победителей. Театрализованная церемония открытия была подготовлена студентами II театрального курса (рук. - Д.С. Тарасов).

Жюри приняло решение присудить гран-при конкурса Гришиной Юлии (МБУ ДО «Детская художественная школа № 1» г. Архангельска, преподаватель – М.К. Сверчкова).

Поздравляем юных художников и их руководителей с победой, и желаем дальнейших творческих успехов! А всех желающих приглашаем познакомиться с выставкой конкурсных работ, которая будет работать в стенах Архангельской областной детской библиотеки им. А.П. Гайдара до 15 мая.

Наталья Колыбина

Английский язык является одним из шести официальных языков ООН. С 2010 года по решению ЮНЭСКО 23 апреля отмечается Всемирный день английского языка. Дата выбрана неслучайно, так как в этот день родился великий английский драматург Уильям Шекспир. Студенты первых курсов специальностей Дизайн и Народное художественное творчество (вид: Хореографическое творчество) приняли участие в информационном часе, приуроченном к этой дате. Они познакомились с историей формирования современного английского языка, его ролью в современном мире, узнали интересные факты.

Студенты также приняли участие в разговоре о творчестве У. Шекспира, что особенно значимо в Год театра.

Участники информационного часа получили новую информацию и расширили свой кругозор. Хочется пожелать всем оптимизма и успехов в изучении английского языка!

Галина Шалева

DSC 2398DSC 2421DSC 2427DSC 2496DSC 2541DSC 2556В Архангельском колледже культуры и искусства 18 апреля прошла XI студенческая научно-практическая конференция «Культура Поморского Севера: традиции и современность», посвященная Году театра в России.

Конференцию открыла О.Н. Захарова, директор колледжа. Она подчеркнула значимость исследовательской работы в области театрального искусства - как для образовательного процесса, так и профессионального, интеллектуального и личностного становления обучающихся, будущих специалистов учреждений культуры Архангельской области.

Эмоциональный и творческий посыл мероприятию задали студенты III театрального курса Максим Фадеев и Полина Банникова. Максим прочел стихотворение Валентина Гафта «Театр», а затем к нему присоединилась Полина. И в исполнении дуэта прозвучала песня «Нарисовать мечту» (слова и муз. Олега Газманова).

В первых пяти выступлениях студенты презентовали наиболее яркие и выразительные фрагменты из курсовых проектов, выполненных в рамках специальности Социально-культурная деятельность (рук. – Г.А. Дундина). В своих исследованиях они раскрыли вопросы организации театральных фестивалей в Архангельской области, охарактеризовали различные направления работы Шенкурского и Онежского народных театров, детских театральных студий «Вариация» (г. Коряжма) и «Экстрим» (п. Плесецк). Деятельность любительских театральных коллективов исследовалась студентами в общем социокультурном контексте, что, собственно, определило подходы к сбору и структуризации теоретического и практического материала.

Вероника Попова, студентка II театрального курса, выполнила исследование в рамках дисциплины «История Отечественной культуры» по теме: «Культура Русского зарубежья: театр Михаила Чехова в Риге»; Дарья Андреева, представительница специальности Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, презентовала индивидуальный исследовательский проект «Эволюция образов славянской мифологии: история и современность (на примере российской мультипликации)» И в первом, и во втором случае руководителем исследований являлась Т.В. Булыгина, преподаватель комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Дмитрий Поженский, студент выпускного театрального курса, представил опыт сотрудничества колледжа культуры по инклюзивному творчеству с международной организацией Share Music & Performing Arts в рамках проекта «Ключи к творчеству» (затем «Ключи 2.0»).

Дмитрий рассказал об основных этапах реализации проекта, один из которых - спектакль «Нос», поставленный по повести Н.В. Гоголя и показанный зрителям 14 февраля 2019 года в колледже культуры. Спектакль – практическая часть выпускной квалификационной работы студентов Дмитрия Поженского, Александра Кожевникова и Галины Курочкиной.

Главное достижение спектакля, отметил выступавший, - органичная работа в ансамбле студентов и представителей инклюзивных творческих коллективов. В процессе создания спектакля возник единый коллектив.

Театральную тему завершило выступление Дмитрия Пушкарева. Он познакомил аудиторию с творческим портретом Михаила Угарова, много сделавшего для становления современной драмы в качестве руководителя «Театра DOC». Михаил Угаров, ушедший из жизни год назад, - сын Юрия Ивановича Угарова, известного театрального деятеля, исследователя, педагога, творческая биография которого самым тесным образом связана с историей Архангельского колледжа культуры и искусства.

…Образно-выразительную точку в завершении теоретической части конференции поставили студенты театральных курсовВиктория Черепанова (стихотворение Сергея Сергеева «Играй, актер, твори на сцене жизнь…») и Макар Алмазов, исполнивший знаменитую песню «Белеет мой парус…» (музыка Геннадия Гладкова, слова Юлия Кима), не только напомнившую аудитории всеми любимого актера Андрея Миронова, но и создавшую в зале атмосферу причастности к волшебному и прекрасному миру театра…

И конечно, сертификаты получили все участники конференции!

Ольга Дойкова

Фото: Светлана Степоржинская

Вечер памяти, посвященный заслуженному работнику культуры, театральному деятелю, преподавателю колледжа культуры Ю.И. Угарову состоится 25 апреля 2019 г. в 17.00 в Малом зале колледжа (пр. Троицкий, 93, 3 эт.). Ведущая - О.Б. Супрун

IMG 1554 1IMG 1584 1IMG 1576 1IMG 1611 1IMG 1593 1IMG 1605 1В колледже культуры 11 апреля прошли VI Педагогические чтения «Организация образовательного процесса в колледже: личный и коллективный опыт». Чтения посвящались Году театра в России, что и определило тематику выступлений.

Организаторы Чтений стремились, во-первых, отразить некоторые аспекты в образовательной деятельности колледжа с учетом театральной составляющей и, во-вторых, актуализировать наиболее интересные этапы в истории и развитии театрального направления подготовки специалистов для учреждений культуры Архангельской области.

Чтения открыла директор колледжа О.Н. Захарова. Она отметила, что их тематическая направленность позволит в определенной степени собрать и систематизировать материал о прошлом и настоящем колледжа применительно к театральному направлению подготовки.

Старший методист Н.Г. Колыбина познакомила аудиторию с образовательными, творческими и организационными мероприятиями, проводимыми Центром непрерывного профессионального образования (ЦНПО) - как на базе колледжа, так и в учреждениях культуры Архангельска и Архангельской области. Она рассказала о реализации программы повышения квалификации «Современные направления, методы и формы деятельности любительских театральных коллективов» по тематическим блокам:

- Техника звучащего слова;

- Работа над инсценировкой: методы и формы; работа режиссера над спектаклем;

- Театральный грим: секреты мастерства;

- Театральная мастерская. Декорация, бутафория, реквизит.

Далее Наталья Геннадьевна охарактеризовала творческую олимпиаду для участников детских театральных коллективов Архангельской области, которая получила название «Театральный десант». Цель проведения олимпиады - выявление и поддержка одаренных детей в области театрального искусства. Её программа включает в себя организацию выездных мастер-классов для школьников и проведение заочной театральной викторины. Выездные мастер-классы уже состоялись в марте 2019 года в с. Карпогоры при активном участии Д.С. Тарасова и его студентов.

В течение нескольких лет, отметила Н.Г. Колыбина, ЦНПО оказывает организационную поддержку Дельфийскому фестивалю Архангельской области «Таланты Поморья». На базе колледжа в 2015-2017 гг. проводились прослушивания в номинации «Художественное чтение», в 2018-2019 гг. колледж стал площадкой для конкурсных программ в номинации «Театр».

Что особенно важно, считает Наталья Геннадьевна, так это участие ЦНПО в конкурсной жизни колледжа. Например, в 2019 году при организационной поддержке Центра были проведены два конкурса, непосредственно связанных с театральной тематикой: конкурс театральных миниатюр и открытый областной конкурс детского художественного творчества «Кисточка».

В 2019 году конкурс «Кисточка» проводился в рамках Года театра, и это определило его тему – «Театральный калейдоскоп». Открытие выставки работ конкурсантов и награждение победителей состоится 19 апреля в 15.00 в Архангельской областной детской библиотеке им. А.П. Гайдара.

Конкурс театральных миниатюр проводился впервые. Думается, что у него есть будущее.

Р.В. Абрамовский, преподаватель режиссуры и актерского мастерства, поделился опытом международного сотрудничества колледжа по инклюзивному театральному творчеству. Как известно, количество людей с ограниченными возможностями с каждым годом растет и исчисляется миллионами. Инклюзивное творчество – один из возможных путей их адаптации к жизни в социуме.

Роман Витальевич участвовал в российско-шведском проекте «Ключи к творчеству», начавшемся в 2016 году по линии международной культурной организации ShareMusic & Performing Arts, а затем в проекте «Ключи 2.0». В проекте приняли участие Архангельский многопрофильный реабилитационный центр и Высшая школа психологии, педагогики и физической культуры САФУ. Преподаватель охарактеризовал наиболее значимые и интересные мероприятия, проведенные в рамках проекта, в том числе с использованием творческого ресурса колледжа – это спектакли «Охота на крыс» по пьесе Петера Туррини и «Нос» по одноименной повести Н.В. Гоголя. «Нос» – выпускная квалификационная работа студентов Дмитрия Поженского, Александра Кожевникова и Галины Курочкиной. Р.В. Абрамовский отметил, что в ходе реализации проекта он приобрел богатый опыт работы по инклюзивному творчеству, который поможет ему в дальнейшей профессиональной деятельности.

Т.В. Булыгина раскрыла тему «Театральная составляющая в преподавании дисциплины «История отечественной культуры» студентам специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (вид: Театральное творчество)». Она отметила в выступлении, что в изучении истории отечественной культуры есть периоды, которые невозможно охарактеризовать в полном объеме без театрального искусства в разных его проявлениях. Тема театра делает представления об отечественной культуре более глубокими и разнообразными.

Е.В. Саунина, преподаватель специальности Народное художественное творчество (вид: Хореографическое творчество), раскрыла в выступлении особенности хореографической драматургии. Она отметила, что актуальность данной темы очевидна. Постановщик танца должен на практике применять законы драматургии. От этого во многом зависит создание яркой формы танцевального сочинения. Драматургия обязательна для всех хореографических произведений. Танец должен сочетать в себе все пять основных частей действия: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

Действие законов драматургии в хореографических постановках Елена Владимировна продемонстрировала на примере народного танца «Вейся, капустка!» и современного танца «Осень».

Е.В. Саунина сделала вывод: «Создание нового хореографического произведения – процесс многоступенчатый, работа балетмейстера заключается не в сочинении отдельных движений, комбинаций и их расположении в пространстве, а в создании цельной в смысловом и драматургическом отношении композиции.  И здесь многое зависит от возможностей исполнителей, владения ими техникой того или иного хореографического направления, музыкальности, актёрского мастерства».

Историческая константа Чтений была представлена М.В. Голубевым («К истории театра «Зеркало»: положительное влияние актерских навыков преподавателя на его преподавательскую деятельность») и Е.А. Болотовой («Из истории театрального направления подготовки в Архангельском колледже культуры»).

М.В. Голубев, преподаватель специальности Дизайн, в парадоксальном и интересном преломлении познакомил коллег не только с этапами развития и творческого расцвета театра пантомимы «Зеркало» под руководством режиссера Владимира Николаевича Ульянова, но и собственным актерским опытом, ставшим для него важнейшим импульсом в педагогическом становлении.

Елена Альбертовна в своем экскурсе в историю театрального направления подготовки специалистов для учреждений культуры Архангельской области охарактеризовала образовательную и творческую деятельность таких ярких личностей, как Светлана Ивановна Сидорова, Владимир Геннадьевич Новоселов и Виктор Сергеевич Терентьев. Каждый из них подготовил учеников, получивших мощный творческий посыл для дальнейшего профессионального становления в той или иной области театрального искусства.

В истории театрального направления подготовки есть яркие, но мало изученные страницы. У истоков театральной специализации стояли Юрий Иванович Угаров и Саул Александрович Берхин. Если с Юрием Ивановичем многим из преподавателей посчастливилось работать, то о Сауле Александровиче сведений почти нет. А именно с этого человека в 1955 году и началась подготовка кадров для театральной самодеятельности.

Так что останавливаться, как отметила Елена Альбертовна, нельзя. Память о прошлом есть залог не только настоящего, но и будущего.

Д.С. Тарасов, преподаватель театральных дисциплин, участвовал в 2018 году на родине Федора Абрамова в реализации регионального проекта «Творческая лаборатория северной словесности». Цель проекта - изучить жизнь и творчество писателя, традиции северной деревни через применение современных креативных технологий (фото, видео, архитектура, дизайн, театр). Театральное направление проекта завершилось постановкой спектакля «Мама, мама, я останусь!». Основой для него послужила повесть Ф. Абрамова «Алька». Дмитрий Семенович эмоционально и подробно рассказал о работе над спектаклем и об отношении к нему пинежан.

Программу Чтений завершило выступление С.А. Зиньковой «Театр и дизайн: точки пересечения». Светлана Анатольевна проанализировала опыт сотрудничества с преподавателями колледжа и Центром непрерывного профессионального образования в части создания декораций, реквизита к спектаклям, костюмов, афиш, образцов дипломов, грамот к творческим и образовательным мероприятиям.

В завершение Чтений директор О.Н. Захарова и заместитель директора по научно-методической работе О.А. Дойкова вручили всем докладчикам сертификаты участников.

Ольга Дойкова

Фото: Елена Демидова