IMG 1554 1IMG 1584 1IMG 1576 1IMG 1611 1IMG 1593 1IMG 1605 1В колледже культуры 11 апреля прошли VI Педагогические чтения «Организация образовательного процесса в колледже: личный и коллективный опыт». Чтения посвящались Году театра в России, что и определило тематику выступлений.

Организаторы Чтений стремились, во-первых, отразить некоторые аспекты в образовательной деятельности колледжа с учетом театральной составляющей и, во-вторых, актуализировать наиболее интересные этапы в истории и развитии театрального направления подготовки специалистов для учреждений культуры Архангельской области.

Чтения открыла директор колледжа О.Н. Захарова. Она отметила, что их тематическая направленность позволит в определенной степени собрать и систематизировать материал о прошлом и настоящем колледжа применительно к театральному направлению подготовки.

Старший методист Н.Г. Колыбина познакомила аудиторию с образовательными, творческими и организационными мероприятиями, проводимыми Центром непрерывного профессионального образования (ЦНПО) - как на базе колледжа, так и в учреждениях культуры Архангельска и Архангельской области. Она рассказала о реализации программы повышения квалификации «Современные направления, методы и формы деятельности любительских театральных коллективов» по тематическим блокам:

- Техника звучащего слова;

- Работа над инсценировкой: методы и формы; работа режиссера над спектаклем;

- Театральный грим: секреты мастерства;

- Театральная мастерская. Декорация, бутафория, реквизит.

Далее Наталья Геннадьевна охарактеризовала творческую олимпиаду для участников детских театральных коллективов Архангельской области, которая получила название «Театральный десант». Цель проведения олимпиады - выявление и поддержка одаренных детей в области театрального искусства. Её программа включает в себя организацию выездных мастер-классов для школьников и проведение заочной театральной викторины. Выездные мастер-классы уже состоялись в марте 2019 года в с. Карпогоры при активном участии Д.С. Тарасова и его студентов.

В течение нескольких лет, отметила Н.Г. Колыбина, ЦНПО оказывает организационную поддержку Дельфийскому фестивалю Архангельской области «Таланты Поморья». На базе колледжа в 2015-2017 гг. проводились прослушивания в номинации «Художественное чтение», в 2018-2019 гг. колледж стал площадкой для конкурсных программ в номинации «Театр».

Что особенно важно, считает Наталья Геннадьевна, так это участие ЦНПО в конкурсной жизни колледжа. Например, в 2019 году при организационной поддержке Центра были проведены два конкурса, непосредственно связанных с театральной тематикой: конкурс театральных миниатюр и открытый областной конкурс детского художественного творчества «Кисточка».

В 2019 году конкурс «Кисточка» проводился в рамках Года театра, и это определило его тему – «Театральный калейдоскоп». Открытие выставки работ конкурсантов и награждение победителей состоится 19 апреля в 15.00 в Архангельской областной детской библиотеке им. А.П. Гайдара.

Конкурс театральных миниатюр проводился впервые. Думается, что у него есть будущее.

Р.В. Абрамовский, преподаватель режиссуры и актерского мастерства, поделился опытом международного сотрудничества колледжа по инклюзивному театральному творчеству. Как известно, количество людей с ограниченными возможностями с каждым годом растет и исчисляется миллионами. Инклюзивное творчество – один из возможных путей их адаптации к жизни в социуме.

Роман Витальевич участвовал в российско-шведском проекте «Ключи к творчеству», начавшемся в 2016 году по линии международной культурной организации ShareMusic & Performing Arts, а затем в проекте «Ключи 2.0». В проекте приняли участие Архангельский многопрофильный реабилитационный центр и Высшая школа психологии, педагогики и физической культуры САФУ. Преподаватель охарактеризовал наиболее значимые и интересные мероприятия, проведенные в рамках проекта, в том числе с использованием творческого ресурса колледжа – это спектакли «Охота на крыс» по пьесе Петера Туррини и «Нос» по одноименной повести Н.В. Гоголя. «Нос» – выпускная квалификационная работа студентов Дмитрия Поженского, Александра Кожевникова и Галины Курочкиной. Р.В. Абрамовский отметил, что в ходе реализации проекта он приобрел богатый опыт работы по инклюзивному творчеству, который поможет ему в дальнейшей профессиональной деятельности.

Т.В. Булыгина раскрыла тему «Театральная составляющая в преподавании дисциплины «История отечественной культуры» студентам специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (вид: Театральное творчество)». Она отметила в выступлении, что в изучении истории отечественной культуры есть периоды, которые невозможно охарактеризовать в полном объеме без театрального искусства в разных его проявлениях. Тема театра делает представления об отечественной культуре более глубокими и разнообразными.

Е.В. Саунина, преподаватель специальности Народное художественное творчество (вид: Хореографическое творчество), раскрыла в выступлении особенности хореографической драматургии. Она отметила, что актуальность данной темы очевидна. Постановщик танца должен на практике применять законы драматургии. От этого во многом зависит создание яркой формы танцевального сочинения. Драматургия обязательна для всех хореографических произведений. Танец должен сочетать в себе все пять основных частей действия: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

Действие законов драматургии в хореографических постановках Елена Владимировна продемонстрировала на примере народного танца «Вейся, капустка!» и современного танца «Осень».

Е.В. Саунина сделала вывод: «Создание нового хореографического произведения – процесс многоступенчатый, работа балетмейстера заключается не в сочинении отдельных движений, комбинаций и их расположении в пространстве, а в создании цельной в смысловом и драматургическом отношении композиции.  И здесь многое зависит от возможностей исполнителей, владения ими техникой того или иного хореографического направления, музыкальности, актёрского мастерства».

Историческая константа Чтений была представлена М.В. Голубевым («К истории театра «Зеркало»: положительное влияние актерских навыков преподавателя на его преподавательскую деятельность») и Е.А. Болотовой («Из истории театрального направления подготовки в Архангельском колледже культуры»).

М.В. Голубев, преподаватель специальности Дизайн, в парадоксальном и интересном преломлении познакомил коллег не только с этапами развития и творческого расцвета театра пантомимы «Зеркало» под руководством режиссера Владимира Николаевича Ульянова, но и собственным актерским опытом, ставшим для него важнейшим импульсом в педагогическом становлении.

Елена Альбертовна в своем экскурсе в историю театрального направления подготовки специалистов для учреждений культуры Архангельской области охарактеризовала образовательную и творческую деятельность таких ярких личностей, как Светлана Ивановна Сидорова, Владимир Геннадьевич Новоселов и Виктор Сергеевич Терентьев. Каждый из них подготовил учеников, получивших мощный творческий посыл для дальнейшего профессионального становления в той или иной области театрального искусства.

В истории театрального направления подготовки есть яркие, но мало изученные страницы. У истоков театральной специализации стояли Юрий Иванович Угаров и Саул Александрович Берхин. Если с Юрием Ивановичем многим из преподавателей посчастливилось работать, то о Сауле Александровиче сведений почти нет. А именно с этого человека в 1955 году и началась подготовка кадров для театральной самодеятельности.

Так что останавливаться, как отметила Елена Альбертовна, нельзя. Память о прошлом есть залог не только настоящего, но и будущего.

Д.С. Тарасов, преподаватель театральных дисциплин, участвовал в 2018 году на родине Федора Абрамова в реализации регионального проекта «Творческая лаборатория северной словесности». Цель проекта - изучить жизнь и творчество писателя, традиции северной деревни через применение современных креативных технологий (фото, видео, архитектура, дизайн, театр). Театральное направление проекта завершилось постановкой спектакля «Мама, мама, я останусь!». Основой для него послужила повесть Ф. Абрамова «Алька». Дмитрий Семенович эмоционально и подробно рассказал о работе над спектаклем и об отношении к нему пинежан.

Программу Чтений завершило выступление С.А. Зиньковой «Театр и дизайн: точки пересечения». Светлана Анатольевна проанализировала опыт сотрудничества с преподавателями колледжа и Центром непрерывного профессионального образования в части создания декораций, реквизита к спектаклям, костюмов, афиш, образцов дипломов, грамот к творческим и образовательным мероприятиям.

В завершение Чтений директор О.Н. Захарова и заместитель директора по научно-методической работе О.А. Дойкова вручили всем докладчикам сертификаты участников.

Ольга Дойкова

Фото: Елена Демидова

Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?