Николай Никитич ЗмываловН.Н. ЗмываловУчащиеся культ просвет. шк. с руков. оркестра В.П. Сухомлинским 1948 1951Учащиеся 3 курса КПШ на занятии музыкой май 1959Э.М. Давыдова на занятииЭ.М. Давыдова на занятии 2Ю.С. Мерзенкин и Э.М. ДавыдоваС.Г. КузьмичеваВ колледже культуры 15 апреля прошли VII Педагогические чтения «Организация образовательного процесса в колледже: личный и коллективный опыт». Они проводились в контексте мероприятий, посвященных 75-летию образовательного учреждения и Конкурса профессионального мастерства педагогических работников. Две смысловые доминанты, собственно, и определили тематику мероприятия.

В программе Чтений были представлены некоторые вопросы, связанные с историей колледжа, и, конечно, актуальные практики преподавателей, реализуемые в образовательном процессе.

…Колледж прошел долгий путь становления и развития, начало которому было положено в г. Нарьян-Маре в 1946 году. Неслучайно живой интерес аудитории вызвало выступление С.В. Степоржинской «Использование пресс–клиппинга в составительской деятельности библиотек (на примере материалов о Ненецкой окружной культпросветшколе)».

Светлана Васильевна создала методические указания для студентов специальности Библиотековедение по составлению пресс-клиппинга (одного из видов информационной продукции) на примере материалов газеты ненецкого автономного округа «Няръяна вындер» за период с 1946 г. по 1955 г.

Начальный этап становления колледжа культуры как образовательного учреждения особенно важен для объективного и полного осмысления его пути от истоков до сегодняшнего дня. Мы благодарны сотрудникам ГБУК НАО «Ненецкая центральная библиотека имени А.И. Пичкова» за то, что они поделились с нами информацией по истории культпросветшколы в Нарьян-Маре.

Первым директором культпросветшколы стал, как нам известно, Николай Никитич Змывалов. За военные заслуги он был награждён орденами Боевого Красного знамени, Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной звезды, медалями «За оборону Советского Заполярья», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Николай Никитич хорошо осознавал значимость открытия культпросветшколы в деле подготовки кадров для «красных чумов» и клубов Ненецкого округа и в трудных материальных условиях сумел организовать образовательный процесс. В публикациях газеты «Няръяна вындер» содержится информация о повседневной жизни школы, направлениях работы и существовавших проблемах.

Одна из последних статей о культпросветшколе 1955 года подписана ее директором Т. Блиновой. Как отметила Светлана Васильевна, ранее эта фамилия не фигурировала в истории колледжа. Мы знаем, что с 1950 по 1955 год школой руководил Степан Иванович Житнухин. Вполне возможно, что перед переводом школы в Архангельск Т. Блинова исполняла обязанности директора. Решение об организации в г. Архангельске областной культурно-просветительной школы на 270 учащихся с интернатом на 150 мест было принято 7 июля 1955 г. При школе было создано отделение подготовки кадров для Ненецкого национального округа.

Светлана Васильевна отметила особую роль Анны Терентьевны Бабиковой (Кисляковой), выпускницы культпросветшколы 1951 года. Именно она собрала и систематизировала материал о выпусках культпросвет школы и оформила его в альбом, который бережно хранится в Ненецкой центральной библиотеке. В нем содержатся воспоминания о директорах Н.Н. Змывалове, С.И. Житнухине, преподавателе Г.П. Аншуковой и др.

По словам С.В. Степоржинской, «сформированный пресс-клиппинг помог установить интересные факты, воссоздать по крупицам историю повседневной жизни окружной Ненецкой культпросветшколы».

Елена Владимировна Саунина, преподаватель хореографических дисциплин, представила слушателям Чтений учебно-методическое пособие «Дробные выстукивания в народном танце». Его автор – Эльвира Михайловна Давыдова, заслуженный работник культуры Российской Федерации». В период с 1967 года по 2016 год она являлась ведущим преподавателем по народному танцу на хореографическом отделении колледжа. Эльвира Михайловна, по словам Е.В. Сауниной, всегда «уделяла особое внимание методике преподавания народного танца, добивалась от студентов точности исполнения, сценической культуры, эмоциональной окраски каждого движения». По мысли докладчика, «в настоящее время в репертуаре хореографических коллективов довольно часто встречается неграмотный, своевольный подход к исполнению тех или иных движений народного танца <…> на сцене можно увидеть исполнителей псевдонародных композиций, со всей силы молотящих ногами, имитируя дроби, что, по сути, является пародией на народный танец».

Материал пособия апробирован в образовательном процессе, а его автор - Э.М. Давыдова – известный педагог в хореографическом сообществе. Елена Владимировна, проанализировав содержание пособия «Дробные выстукивания в народном танце», сделала вывод о его востребованности среди руководителей и исполнителей хореографических коллективов.

Татьяна Владиславовна Булыгина, преподаватель комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, выступила на Чтениях по теме «Личность преподавателя как важнейший фактор в профессиональном становлении выпускника колледжа». На примере собственной жизни она рассказала о той роли, которую сыграла в её профессиональном становлении Светлана Григорьевна Кузьмичева, преподаватель-гуманитарий, тонкий ценитель прекрасного, преданный литературе и искусству человек.

Т.В. Булыгина училась в колледже в эпоху кардинальных перемен в стране. Начало 90-х годов ХХ столетия – не только время социальных потрясений, но и настоящий интеллектуальный переворот в сознании многих людей. Светлана Григорьевна в этот период получила уникальную возможность преподавать «Основы изобразительного искусства» так, как она считала нужным и оправданным в контексте происходивших в стране событий. Её спецкурс по русскому живописному авангарду пользовался необычайным успехом у студентов. В юбилейный для колледжа год, отметила Татьяна Владиславовна, важно вспомнить тех, кто расширил студентам не только границы познания, но и поспособствовал формированию у них личностных и мировоззренческих приоритетов. Среди избранных – Светлана Григорьевна Кузьмичева.

Разные аспекты образовательной деятельности были освещены в выступлениях: «Анкетирование как возможность выявления факторов, определяющих выбор профессии: из опыта проведения в 1921 году» (зам. директора по УВР - Т.В. Рябова), «Тема Великой Отечественной войны в постановочной деятельности преподавателя и студентов: из опыта работы в рамках специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность (препод. - И.А. Бубновская), «Техники ткачества: традиции и современность» (препод. - Т.А. Косова), «Анализ текста как основа формирования навыков смыслового чтения» (препод. – И.Л. Лешукова), «Междисциплинарные взаимодействия на уровне методов и приемов: из опыта работы» (препод. – Л.Г. Федосеева), «Из опыта подготовки практических материалов для уроков английского языка: грамматический и лексический компоненты» (препод. – Г.Н. Шалева), «Из опыта подготовки учебно-методического пособия по МДК Учебно-методическое обеспечение учебного процесса для специальностей 54.02.05 Живопись, 54.02.01 Дизайн» (препод. - Л.В. Бахур), «Из опыта подготовки учебно-методического пособия «Учебный и методический материал по выполнению практических заданий по дисциплине ОУД.16 География для студентов специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность» (препод. - М.В. Попова).

По завершении всех выступлений директор колледжа О.Н. Захарова и заместитель директора по научно-методической работе О.А. Дойкова провели процедуру выдачи сертификатов участникам Чтений, а затем подвели итоги Конкурса профессионального мастерства.

Подобного рода Конкурсы проводятся повсеместно, в том числе и в сфере образования.

В колледже конкурс был задуман в преддверии 75-летия образовательного учреждения, но в связи с эпидемиологической ситуацией его сроки сместились.

Конкурс проводился в соответствии с Положением, в котором были определены цель, задачи, порядок организации и регламент.

Цель конкурса – обобщение, распространение педагогического опыта, выявление эффективных форм и методов образовательной деятельности в логике ФГОС СПО.

Конкурс показал, что преподаватели колледжа обладают методическим потенциалом. Одна из задач конкурса как раз и состояла в том, чтобы его актуализировать. Этого в определенной степени удалось добиться.

Конкурс проводился по пяти номинациям.

Каждый участник имел право представить работы в нескольких номинациях, но не более одной работы в каждой.

Всего было подано 35 заявок.

Итоги конкурса:

- Учебно-методическое пособие для студентов

Диплом I степени – Бубновская И.А., Бахур Л.В.

Диплом II степени – Попова М.В.

Диплом III степени – Ермакова Т.А., Степоржинская С.В.

- Учебное пособие для студентов

Диплом I степени – Бахур Л.В.

Диплом II степени – Шалева Г.Н.

Диплом III степени – Булыгина Т.В.

- Учебно-методические материалы по сопровождению самостоятельной работы обучающихся» (аудиторной и внеаудиторной)

Диплом I степени – Рябова Т.В.

Диплом II степени – Лешукова И.Л.

- Открытое воспитательное мероприятие

Диплом I степени – Лешукова И.Л.

Диплом II степени – Шалева Г.Н.

Диплом III степени – Кудрявцева А.А.

- Учебный кабинет

Диплом I степени – Косова Т.А.

Диплом II степени – Шалева Г.Н.

Диплом III степени – Червенчук М.Г.

 

Путь длиной в 75 лет вбирает в себя прошлое, настоящее и дает возможность почувствовать дыхание будущего… Каким оно будет, - зависит прежде всего от тех, кто работает и учится в колледже. Юбилейный год – это праздник для всех, кто причастен к его судьбе, но одновременно - повод к размышлениям о дальнейшем развитии образовательного учреждения.

 

Ольга Дойкова

Фото из архива колледжа, из библиотеки ГБУК НАО «Ненецкая центральная библиотека имени А.И. Пичкова», с сайта https://pamyat-naroda.ru/ ,

из личного архива О.А. Дойковой, Е.В. Сауниной

Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?