В течение трёх недель января студенты III курса специальности Живопись колледжа культуры под руководством преподавателя Т.А. Ермаковой работали с настоящими произведениями искусства из уникальной коллекции Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». Создание копий работ великих мастеров – замечательный и неоценимый по творческой значимости опыт. Эта практика становится для живописного отделения колледжа традиционной - усадебный дом Е.К. Плотниковой, который входит в комплекс Музейного объединения, дружелюбно распахнул свои двери нашим студентам второй раз…

Метод копирования – один из наиболее трудоёмких, но эффективных в учебной практике. Студенты при обращении к подлинникам постепенно овладевают техникой и технологией живописи: изучая манеру того или иного мастера, обращают внимание на то, какую основу для будущего произведения он применил, как накладывал подмалёвок и красочные слои, каким образом добивался тех или иных художественных эффектов, какие приёмы использовал…

Выбор «списываемых» произведений связан с темой учебной программы – «Портрет конца XVIII – начала XX века». В разные годы русская портретная живопись претерпевала естественные изменения и приобретала свои особенности, связанные с общим ходом развития русского искусства.

Копирование – академически точный и сложный вид практической деятельности, не терпящий отклонений от классического образца и каких-либо экспрессивных проявлений собственного стиля… Безусловно, легче и успешнее копировать то, что нравится, близко душе будущего художника. Тогда из души – в руку, из руки – в кисть, а из кисти – на холст перекладываются те неповторимые линии, цвета и технологические тонкости, которые были созданы великим мастером. Поэтому подбор образцов осуществлялся студентами при участии преподавателя с учётом их индивидуальных способностей и личных предпочтений. Перед копированием обучающиеся изучали историю произведения, биографию автора, композиционное решение, последовательность ведения работы, технологические приёмы.

Среди образцов для изучения оказались полотна кисти К.П. Брюллова, Л.В. Попова, И.С. Куликова, А.И. Корзухина, П.В. Басина, Ф.В. Сычкова, З.Е. Серебряковой и других мастеров…

Остановимся на некоторых из них…

К.П. Брюллов. Портрет великой княгини Елены Павловны, жены великого князя Михаила Павловича. 1829-1830. Копия выполнена студенткой III курса специальности Живопись Е. ЛеонтьевойКарл Брюллов, автор «Портрета великой княгини Елены Павловны, жены великого князя Михаила Павловича» (1829-1830 гг.), был великолепным мастером портретного жанра. Познакомившись с художником во время путешествия по Италии, Елена Павловна заказала ему свой портрет в рост и несколько портретов-копий с него. В Архангельске находится один из них. Конечно, список с произведения, выполненный студенткой Екатериной Леонтьевой, до конца ещё не доработан, что говорит о трудоёмкости и сложности выбранного для воспроизведения образца… Неслучайно многие повторяемые учениками работы великих живописцев требуют нескольких месяцев кропотливого и вдумчивого труда… И художники ещё долго будут спорить о том, что сложнее – создать шедевр или написать его копию… Однако в списке с портрета заметен брюлловский «почерк» и характерные для той эпохи изящество позы и характер модели…

Л.В. Попов. Крестьянская девушка в серой шали с зелёными листьями. Копия выполнена студентом III курса специальности Живопись А. ЯшковымАлександр Яшков профессионально повторил сдержанный колорит работы передвижника Лукиана Попова «Крестьянская девушка в серой шали с зелёными листьями». И.С. Куликов. Девушка в жёлтом платке. Копия выполнена студенткой III курса специальности Живопись Н. Науменко

Стиль письма и уверенный мазок мастера портрета и бытовых сцен Ивана Куликова в его работе «Девушка в жёлтом платке» замечательным образом выражен в копии Натальи Науменко. Неизвестный художник. Портрет мальчика. 1830. Копия выполнена студенткой III курса специальности Живопись Л. Петровской

А «Портрет мальчика» кисти Неизвестного художника (1830 г.), воссозданный Людмилой Петровской, впечатляет схожестью образа…

З.Е. Серебрякова. Портрет юноши (Сазонова). Копия выполнена студенткой III курса специальности Живопись К. Новиковой

Примечательна копия работы З.Е. Серебряковой «Портрет юноши (Сазонова)». Подлинник, выполненный пастелью, вдохновил студентку Кристину Новикову на воспроизведение его уже в масле. И надо отметить, этот смелый эксперимент оказался успешным… Даже таким пастозным материалом, как масло, виртуозно переданы лёгкая и прозрачная техника письма знаменитой Зинаиды Серебряковой.

В целом, практика копирования студентам удалась. Более того, подведение итогов практической деятельности спонтанным, но естественным образом перетекло в форму выставки под названием «Учёба у великих мастеров». Экспозицию копий, выполненных студентами, оформили здесь же, в усадебном доме Е.К. Плотниковой. Выставка открыта с 18 февраля и продлится до конца марта.

«Последовательная и сложная работа состоялась во многом благодаря вниманию и заботе сотрудников музея. Студентов тепло приняли и помогли в организации творческого процесса, - отзывается преподаватель курса Татьяна Александровна Ермакова. - Отдельную благодарность выражаем заведующей отделом современного искусства Зое Дмитриевне Кулешовой и заведующей сектором экспозиции «Русское классическое искусство» Анне Владимировне Шумиловой».

Проанализировать колористический и композиционный строй произведения, понять и повторить технические приёмы автора, пройти этап за этапом, скопировать один красочный слой за другим, – это ли не означает приблизиться к уровню мастера?.. Так, терпеливо и вдумчиво, медленно, но верно, студенты осваивают технику мазков и лессировок, исследуя, наблюдая, и шаг за шагом продвигаясь по следам старых мастеров…

Людмила Бахур

Фото: Любовь Смирнова