Выпускной театральный курс не перестает удивлять зрителяСтуденты, обращаясь к разному литературному и драматургическому материалу, естественно и гармонично «вживаются» в него и существуют в контексте тех эпох, которые видятся им наиболее значительными, интересными и, может быть, парадоксальными.

…И вот состоялась очередная премьера – спектакль по пьесе А. Блока «Балаганчик». Он представлял собой практическую часть выпускной квалификационной работы студенток IV театрального курса Д. Виноградовой, А. Глебовой и К. Корельской (руководитель – О.Б. Супрун). Первая встреча со зрителем была в колледже 11 февраля, вторая - 16 февраля.

На этот раз студенты обратились к удивительному периоду русского искусства – Серебряному веку, представленному разными эстетическими течениями, одно из которых - символизм.

Любовь к театру Александр Блок пронёс через всю жизнь. Воплощением этой любви стала его драматическая трилогия - «Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка» (все три произведения написаны в 1906 году).

«Балаганчик» открывает этот своеобразный лирический «триптих», и в нём в полной мере реализовалась онтологическая особенность символизма А. Блока – сочетание мистического и бытового. Первый драматический опыт поэта «вырос» из стихотворения с таким же названием:

Вот открыт балаганчик
Для веселых и славных детей,
Смотрят девочка и мальчик
На дам, королей и чертей.
И звучит эта адская музыка,
Завывает унылый смычок.
Страшный черт ухватил карапузика,
И стекает клюквенный сок.
< … >

Однако пьеса значительно расширила жизненное и литературное пространство, в котором пребывал Александр Блок, чередуя в творчестве «приступы отчаянья и иронии»… Действие в пьесе основано на использовании приёма «театр в театре» - он дал возможность поэту иронизировать над «мистической сущностью бытия» и в то же время переживать трагедию ускользающей любви…

Роль автора в «Балаганчике» исполнял искромётный К. Ядовин, Арлекина – преисполненный иронии В. Половцев, Коломбину – А. Аленина, утончённая, возвышенная и одновременно изломанная, как это и было нужно… И конечно, - необыкновенный, страдающий и обречённый на неудачи Пьеро, образ которого по-символистски многозначно, выразительно и пластически верно передала А. Глебова!

Председатель мистического собрания Л. Разулевич, Паяц П. Лупачева, да и другие исполнители органично, в духе символистской эстетики, существовали на сцене, набрасывая на себя либо флёр мистической утончённости, либо трагической усталости, либо «недовоплощённой» мечты… Каждый был на своём месте, и одновременно исполнители являли собой актёрский ансамбль.

…Музыка А. Шнитке, С. Курёхина, С. Губайдулиной, К. Глюка, сценическое и хореографическое оформление спектакля передавали нерв и атмосферу «рубежа веков».

Спасибо Мастеру и студентам за доставленное эстетическое удовольствие!

 

О. Дойкова